Читаю очень сильную, на мой взгляд, книгу Януша Корчака "Как любитьсвоего ребенка".Для себя публикую здесь особо понравившиеся абзаци и цитаты. Особоленивым советую прочесть хотя бы выбранные мной цитаты:Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, "посеянные" ихродителями и наставниками.Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начнешь плести нить собственныхразмышлений,-книга достигла цели.Никакая книга, никакой врач не заменят собственной живой мысли, собственноговнимательного взгляда.Велеть кому-нибудь продуцировать нужные тебе мысли-то же, что поручить стороннейженщине родить твоего ребенка.А может, пусть будет просто счастливым?Где счастье, в чем оно? Знаешь ли ты дорогу кнему? И существуют ли те, кто знает?Справишься ли ты с этим? Можно ли все предвидеть,ото всего защитить?Твой мотылек над бурлящим потоком жизни. Как придать ему твердости, а не снижатьполета, как укрепить его крылья, а не подрезать их? Собственным примером,помощью, советом, словом? А если он их отвергнет? Через 15 лет он будет смотреть вбудущее, ты-оглядываться в прошлое.В тебе-воспоминания и опыт, в нем-непостоянствои дерзкая надежда. Ты колеблешься-он ждет и верит, ты опасаешься-ему все нипочем.Отдаешь ли ты ребенку то, что сам получил от родителей, или одалживаешьна время, тщательно учитывая и подсчитывая проценты?Разве любовь-услуга, которую можно оплатить?Бездумную плодовитость теперь я воспринимаю как зло илегкомыслие."А он красив, твой ребенок?" "Мне это все равно". Так отвечаютнеискренние матери, желая подчеркнуть серьезность своего отношения квоспитанию.Между тем красота, обаяние, фигура, приятный голос-это капитал, которымты одарила своего ребенка, и так же, как здоровье, как ум, он облегчает емуотсутствии других достоинств она может принести вред.следование по жизненному пути. Не нужно переоценивать значения красоты: приНе любовь к ребенку, а эгоизм родителей выходит ... на первое место, не счатье личности,а амбиции семейного сообщества, не поиски своего пути, а железная поступь шаблона.Не-умен ли, скорее-какой ум?Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагомоно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, чтоесть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований истремлений. "Послушный, воспитанный, добрый, удобный..." И мысли нет о том, чтовырастет безвольным и не приспособленным к жизни.Книга с ее готовыми формулами притупила взгляд, отучила работать мысль.Живя чужим опытом, мнением, умом, иные настолько утратили веру в себя, чтоне хотят думать сами. Как будто содержание печатного листка- откровение, асегодня, не сейчас, только над кем-то, а не над моим собственным ребенком.не тоже результат наблюдения, только чужого, не моего, только когда-то, а неСплошь и рядом родители не хотят знать того, что знают, признать то,что видят.... нет совета, которого нельзя довести до абсурда, некритически следуя ему в любыхситуациях.Сегодня мы даем ребенку все - пусть живой организм выберет сам, что ему нужно,что полезнее,пусть распоряжается самостоятельно, в меру своих возможностей,запасов здоровья,потенциальной энергииразвития.Из того, что мы даем ребенку, он усваивает только часть. Потому всякоенасилие - вред, а излишек- балласт; любая крайность таит в себе опасность.Даже поступая в общем правильно, мы можем допустить ничтожную ошибку, ноповторяя ее постоянно, в течениенескольких месяцев, мы исказим развитие организма ребенка или затормозим его.Только при вопиющем невежестве и верхоглядстве можно не заметить, что вноворожденном воплощена некая четко очерченная индивидуальность,складывающаяся из врожденного темперамента, силы интеллекта,самочувствия, жизненных впечатлений.Новорожденный, которому предстоит столько разведать и узнать, освоить,полюбить н возненавидеть, защищать и требовать, должен иметь хорошееума. Наконец лицо матери, изученное руками, перестает быть тенью. Младенецсамочувствие, независимо от врожденного темперамента, быстрого иди вялогомножество раз хватался за нос, дотрагивался до странного глаза, который тоблестит, то снова темнеет под завесой ресниц, изучал волосы. А кто не видел,серьезный, с морщинкой на лбу. Правда, ему мешает в этом пустая болтовня,как он оттягивает губы, разглядывает зубы, заглядывает в рот, внимательный,поцелуи, шутки-то, что мы называем "развлекать" ребенка. Но развлекаемся мы,сомнительные и загадочные.а он-изучает. В ходе исследований для него уже появились вещи установленные,Младенец мыслит ожиданием приятных впечатлений и страхом переднеприятными. Младенец упорно стремится к овладению внешним миром: он жаждетпобедить окружающие его злые враждебные силы, поставить себе на службудобрых духов-защитников. У младенца есть два заклятья, которыми он пользуется, покане освоит третьего, чудесное орудие воли: собственные руки. Это-крик исосание.Он распоряжается в объеме имеющихся у него знаний (как их мало!) инаходящихся в его распоряжении средств (как они ничтожны!). Он совершаетошибки, обобщая отдельные явления и связывая два следующих один за другимфакта как причину и следствие (post hoc, propter hoc) основным лейтмотивом,содержанием психической жизни ребенка является стремление овладеть неведомымистихиями, тайной окружающего мира, откуда плывет к нему доброе и злое. Желаяовладеть, он стремится познать.Повторяю: хорошее самочувствие облегчает ему объективные исследования, всенеприятные ощущения, исходящие из глубины его организма, то есть в первуюочередь боль, затуманивают ясность сознания.Новорожденный изучает свои руки. Вытягивает их, водит ими вправо и влево,удаляет от глаз, приближает к глазам, растопыривает пальцы, стискивает кулачки,разговаривает с ними и ждет ответа, правой рукой хватает левую и тянет ее,берет погремушку и смотрит на странно изменившиеся очертания руки,перекладывает ее из одной руки в другую, изучает губами, тотчас же вынимаети снова смотрит- медленно, внимательно. Бросает погремушку, тянет за пуговицуодеяла, вникает в причину ее сопротивления. Он не забавляется, раскройте же,черт подери, глаза, и вы заметите в нем усилие воли-он хочет понять.Это ученый в лаборатории, который вглядывается в чрезвычайно важнуюзадачу, пока что не поддающуюся его разумению.Может случиться и так: мать отдает ребенку свой сон, но взамен требует платы-ласкает, целует, прижимает к себе теплое, розовое, шелковистое тельце.Имей в виду: это сомнительный акт экзальтированной чувственности, скрытыйи маскируемый любовью материнского тела-не сердца. И если ребенок будетохотно обниматься, прижиматься к тебе, разрумянившись от сотни поцелуев,с блестящими от радости глазами, знай, что твой эротизм нашел в нем отклик.Так что же, отказаться от поцелуев? Я не могу этого требовать, признавая поцелуйв разумных дозах существенным воспитательным фактором. Поцелуй успокаиваетболь, смягчает резкие слова напоминания, пробуждает раскаяние, награждает заусилие, он символ любви, как крест-символ веры, и действует так же.Повторяю:он есть символ, а не "должен быть" им.Ребенок еще не говорит. Когда же он заговорит? Действительно,речь-показательразвития ребенка, но не единственный и не самый главный. Нетерпеливое ожиданиепервой фразы-доказательство незрелости родителей как воспитателей.Я спрашиваю: почему он хочет сам держать стакан, когда пьет, и чтобымать даже пальцем к нему не прикасалась, почему, даже не желая есть, все жеест, если разрешить ему самому держать ложку? Почему с радостью гаситподражание? Нет, нечто гораздо более ценное и значительное.спички, тащит отцовские тапочки, несет бабушке скамеечку под ноги? Что это,- Я сам!-кричит он тысячу раз, жестом, взглядом, улыбкой, умоляя,сердясь, плача.Детское "что это?" означает "каково оно? чему служит? какую пользуможно от этого получить?".Судить о ребенке по двум полярно противоположным типам детей- все равночто на основании свойств кипятка и льда говорить о воде. В шкале стоградусов, где на ней место нашего ребенка? Но мать должна знать, что в еепомнить, что все, достигнутое тренировкой, настоянием, насилием.ребенке заложено от рождения, а что выработано упорным трудом, и должнанедолговечно, непрочно, обманчиво.Материнство облагораживает женщину, Когда она жертвует собой,отказывается от себя, отдается ему всей душой, и деморализует, когда,прикрываясь мнимым благом ребенка, отдает его на съеденье своим амбициям,привычкам, страстям.Продолжение следует..

