Обо мне

Моя фотография
Погружение в детские сны,маминские заботы, а так же попытки самореализации в оставшееся время.

вторник, 27 сентября 2011 г.

Януш Корчак "Как любить своего ребенка". Цитаты.


Прогресс состоит  из прибавок,
которые дают поколения, "посеянные" их родителями  и  наставниками.

Всякий  раз, когда, отложив  книгу, ты начнешь плести  нить собственных
размышлений,-книга  достигла  цели.

никакая книга, никакой врач не заменят собственной
живой мысли, собственного внимательного взгляда

Велеть кому-нибудь продуцировать нужные тебе мысли-то  же, что поручить
сторонней  женщине  родить  твоего  ребенка.

А может,  пусть будет просто
счастливым?
     Где счастье, в чем оно? Знаешь ли ты дорогу к нему? И существуют ли те,
кто знает?
     Справишься ли ты с этим? Можно ли все предвидеть, ото всего защитить?
     Твой мотылек  над бурлящим  потоком жизни. Как придать ему твердости, а
не снижать полета, как укрепить его крылья, а не подрезать их?
     Собственным примером, помощью, советом, словом?
     А если он их отвергнет?
     Через 15 лет он будет смотреть в будущее, ты-оглядываться в прошлое.
     В тебе-воспоминания и опыт, в нем-непостоянство и  дерзкая  надежда. Ты
колеблешься-он ждет и верит, ты опасаешься-ему все нипочем.
    

Отдаешь ли ты ребенку то, что сам получил от родителей, или одалживаешь
на время, тщательно учитывая и подсчитывая проценты?
     Разве любовь-услуга, которую можно оплатить?

Бездумную  плодовитость  теперь я  воспринимаю  как  зло  и
легкомыслие.


"А  он красив,  твой  ребенок?"  "Мне  это  все  равно".  Так  отвечают
неискренние   матери,  желая  подчеркнуть  серьезность  своего  отношения  к
воспитанию.
     Между тем красота, обаяние, фигура, приятный голос-это капитал, которым
ты одарила своего ребенка, и так же, как здоровье,  как ум, он облегчает ему
следование по жизненному пути. Не нужно  переоценивать значения красоты: при
отсутствии других достоинств она может принести вред.


Не любовь
к  ребенку, а  эгоизм  родителей  выходит  ... на  первое место,  не счастье
личности,  а амбиции семейного сообщества, не поиски своего пути, а железная
поступь шаблона.

Не-умен ли, скорее-какой ум?

Современное  воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом
оно ведет к тому, чтобы  его  нейтрализовать, задавить, уничтожить все,  что
есть  воля  и  свобода  ребенка, закалка  его духа, сила  его  требований  и
стремлений.
     "Послушный, воспитанный, добрый, удобный..."
     И  мысли  нет  о том,  что  вырастет  безвольным и не приспособленным к
жизни.
Книга с ее готовыми формулами притупила взгляд, отучила работать мысль.
Живя чужим  опытом, мнением, умом, иные настолько утратили веру в себя,  что
не хотят  думать сами. Как  будто содержание печатного листка- откровение, а
не тоже результат наблюдения, только чужого, не моего, только когда-то, а не
сегодня, не сейчас, только над кем-то, а не над моим собственным ребенком.


Сплошь и  рядом  родители не хотят знать того,  что знают, признать то,
что видят.

что нет  совета,  которого  нельзя  довести до
абсурда, некритически следуя ему в любых ситуациях.


сегодня  мы
даем ребенку  все-пусть  живой организм выберет  сам,  что  ему  нужно,  что
полезнее, пусть  распоряжается  самостоятельно, в  меру своих  возможностей,
запасов здоровья, потенциальной энергии развития.
     Из того, что мы даем ребенку, он усваивает только часть.  Потому всякое
насилие-вред, а излишек-балласт;
     любая крайность таит в себе опасность.
     Даже поступая в  общем правильно, мы можем допустить ничтожную  ошибку,
но повторяя  ее постоянно, в течение нескольких месяцев, мы исказим развитие
организма ребенка или затормозим его.


Только при вопиющем невежестве и верхоглядстве можно не заметить, что в
новорожденном    воплощена   некая    четко   очерченная   индивидуальность,
складывающаяся  из  врожденного темперамента, силы интеллекта, самочувствия,
жизненных впечатлений.


Новорожденный,  которому предстоит  столько  разведать  и  узнать,  освоить,
полюбить  н  возненавидеть,  защищать  и  требовать,  должен  иметь  хорошее
самочувствие,  независимо  от  врожденного темперамента, быстрого иди вялого
ума.

Наконец лицо матери, изученное  руками, перестает быть тенью.  Младенец
множество раз хватался за нос, дотрагивался  до  странного глаза, который то
блестит, то снова темнеет под завесой ресниц, изучал волосы. А кто не видел,
как он  оттягивает губы, разглядывает зубы, заглядывает в рот, внимательный,
серьезный, с морщинкой на лбу. Правда,  ему  мешает в  этом пустая болтовня,
поцелуи, шутки-то, что мы называем "развлекать" ребенка. Но развлекаемся мы,
а он-изучает. В ходе исследований для него уже появились вещи установленные,
сомнительные и загадочные.


Младенец  мыслит   ожиданием  приятных  впечатлений   и  страхом  перед
неприятными


Младенец упорно стремится к овладению внешним миром: он жаждет победить
окружающие  его  злые  враждебные  силы, поставить  себе  на  службу  добрых
духов-защитников. У младенца есть два заклятья, которыми он пользуется, пока
не освоит  третьего,  чудесное орудие  воли:  собственные  руки.  Это-крик и
сосание.


Он распоряжается в  объеме имеющихся  у  него знаний  (как  их мало!) и
находящихся в  его  распоряжении  средств (как они  ничтожны!). Он совершает
ошибки, обобщая отдельные явления  и  связывая два следующих один  за другим
факта как причину и следствие (post hoc, propter hoc)


основным лейтмотивом, содержанием  психической жизни ребенка
является стремление  овладеть неведомыми  стихиями, тайной окружающего мира,
откуда плывет к нему доброе и злое. Желая овладеть, он стремится познать.
     Повторяю: хорошее  самочувствие облегчает ему объективные исследования,
все  неприятные ощущения,  исходящие  из глубины  его  организма, то есть  в
первую очередь боль, затуманивают ясность  сознания.


Новорожденный  изучает свои  руки. Вытягивает  их, водит  ими вправо  и
влево,  удаляет   от  глаз,  приближает  к   глазам,  растопыривает  пальцы,
стискивает кулачки, разговаривает с ними и ждет ответа, правой рукой хватает
левую  и тянет ее,  берет  погремушку  и  смотрит  на  странно  изменившиеся
очертания руки, перекладывает ее  из  одной  руки в другую, изучает  губами,
тотчас  же  вынимает  и  снова  смотрит-  медленно,   внимательно.   Бросает
погремушку, тянет за пуговицу одеяла, вникает в причину ее сопротивления. Он
не забавляется, раскройте же, черт подери, глаза, и вы заметите в нем усилие
воли-он  хочет  понять.  Это ученый в лаборатории,  который  вглядывается  в
чрезвычайно важную задачу, пока что не поддающуюся его разумению.


Может случиться и так: мать отдает ребенку свой сон, но взамен
     требует  платы-ласкает,  целует,  прижимает  к  себе  теплое,  розовое,
шелковистое тельце.  Имей  в виду:  это  сомнительный  акт  экзальтированной
чувственности, скрытый и маскируемый любовью  материнского тела-не сердца. И
если ребенок будет  охотно обниматься, прижиматься к тебе, разрумянившись от
сотни  поцелуев, с  блестящими  от  радости глазами, знай,  что твой эротизм
нашел  в  нем отклик. Так  что  же, отказаться от поцелуев? Я не  могу этого
требовать, признавая поцелуй  в разумных дозах  существенным  воспитательным
фактором. Поцелуй  успокаивает  боль,  смягчает  резкие  слова  напоминания,
пробуждает   раскаяние,   награждает   за   усилие,  он  символ  любви,  как
крест-символ веры, и действует так же. Повторяю:
     он  есть символ, а  не "должен быть"  им


Ребенок  еще  не  говорит.  Когда   же  он   заговорит?  Действительно,
речь-показатель  развития  ребенка, но не  единственный и  не самый главный.
Нетерпеливое ожидание первой  фразы-доказательство незрелости родителей  как
воспитателей.




Масару Ибука "После трех уже поздно". Цитаты.

исследования физиологии мозга, с
одной стороны, и детской психологии, с другой,
показали, что ключ к развитию умственных спо-
собностей ребенка — это его личный опыт позна-
ния в первые три года жизни, то есть в период
развития мозговых клеток.


Единственная цель раннего развития — дать ре-
бенку такое образование, чтобы он имел глубокий
ум и здоровое тело, сделать его смышленым и до-
брым.


Там, где взрослый человек схватывает
информацию, главным образом используя спо-
собность логически мыслить, ребенок пользует-
ся интуицией, своей уникальной способностью
создавать моментальный образ


Вывод, сделанный на основании чувств, не зави-
сит от знаний, напротив, знание может стать пре-
пятствием для чувств.


Ребенок наделен замечательной способно-
стью по образам узнавать предметы, что не име-
ет ничего общего с анализированием, этому ре-
бенок научится значительно позже.



И важно не то,
что маленький ребенок может плавать, а то, что
он плавает, потому что он ребенок.


Итак, можно предположить, что способность
впи­ ывать информацию гораздо выше у детско-
т
го мозга, чем у взрослого. Только не надо бояться
«перекор­ ить» или перевозбудить его: детский
м
мозг, как губка, быстро впитывает знания, но, ког-да чувствует, что переполнен, отключается и пере-
стает восприни­мать новую информацию. Нас долж-
но беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком
много информации, а то, что ее зачастую слиш-
ком мало, чтобы полноценно развивать ребенка.

Ребенку в возрасте до трех лет нетрудно вы­
учить то, что его интересует, и вас не должно бес-
покоить количество энергии и сил, затраченных
при этом.



«Ложка дегтя в бочке меда» в раннем детстве
означает, что влияние, оказываемое на ребенка в
таком возрасте, оставляет неизгладимое впечат-
ление на всю жизнь. Именно родители должны
заботиться о том, чтобы это влияние было бла-
готворным


наличие или отсутствие внешнего воз-
действия серьезно сказывается на развитии спо-
собностей.


если для роста ребенка с самого рождения созда-
ны разнообразные условия, то это дает значитель-
ный эффект в формировании интеллекта.


То, что родителям ка-
жется неважным и бессмысленным, ребенок мо-
жет воспринимать с такой чувствительностью и
силой, что этот опыт может стать основой всей
его дальнейшей жизни.


Ребенок может прочесть
по картинкам в книжке
совсем другую историю,
чем та, которую читает
взрослый

восприятие маленького ре-
бенка спонтанно и часто кажется взрослым произ-
вольным, поэтому, обращаясь с детьми, мы долж-
ны учиться избавляться от предвзятых мнений и
использовать все наше воображение, чтобы ви-
деть мир так, как его видят дети.


Впечатления раннего
детства определяют
дальнейший образ мыслей
и действий ребенка


Любое впечатление и любой
опыт, полученный в возрасте до трех лет, становит­
ся частью основания сформировавшейся личности.


Готовых
рецептов обучения
младенцев нет


Почаще берите
ребенка на руки


Для младенца, который не знает другого пу-
ти самовыражения, плач — единственное сред-
ство привлечь к себе внимание. Когда он плачет,
это значит, что он о чем-то просит, и оставить его
80
просьбу без ответа — значит лишить его с самого
начала общения.


та нежность, с которой мама держит
на руках своего ребенка, так же важна для его эмо-
ционального состояния, как молоко для его физи-
ческого здоровья.


я вижу в этом
важнейший фактор формирования отзывчиво-
го человека.


развитие характера и способностей вообще фор-
мируются в большей степени под влиянием при-
вычек родителей.


Никогда
не игнорируйте
плач ребенка


Игнорировать
ребенка хуже,
чем баловать его


чем более «свободно» воспиты-
вают родители своего ребенка, тем более неуве-
ренным в себе он вырастает. Таким детям обычно
не хватает любви, они все время ищут внима-
ния взрослых.
Под «свободным» воспитанием понимается
нерегулярный уход за ребенком, кормление толь-
ко тогда, когда он сам просит, обилие игрушек и в
то же время отсутствие должного внимания, ког-
да ему забывают с


как правило, ребенок,
выросший в любви, скорее адаптируется к обще-
ству, когда вырастает, и будет более уравновешен-
ным и добрым.


Детский страх иногда
кроется в таких вещах,
о которых взрослые
и не догадываются


у ребенка, выросшего в об-
становке неприязни, мрачное, напряженное лицо.


Глаза или нос передаются вашему ребенку по
наследству, а выражение его лица — это то зерка-
ло, в котором отражаются отношения в семье.


Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы на-
пичкать ребенка информацией или научить чи-
тать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо
важ­ ее — это развивать умение рассуждать, оце-
н
нивать, воспринимать. Для этого нет специальных
программ, и только то, как ведут себя родители,
что они делают и чувствуют, как разговаривают
с малы


То, что для взросло-
го представляется обычной, ничего не значащей
болтовней, для ребенка — огромное удовольствие.


Именно от стариков можно унаследовать
культуру, мудрость, а взаимоотношения поколе-
ний в любом случае дают богатый эмоциональ-
ный опыт



малыш, лишенный обще-
ния, вырастает отсталым по уму и трудным по ха-
рактеру.


Часто говорят, что человек — продукт общества и
что он не может жить вне его.
Но с другой стороны, им руководит не толь-
ко инстинкт жить в группе, но и сознание свое-
го «Я». Таким образом, он всегда должен искать
гармонию между общественным и индивидуаль-
ным. Если баланс не будет установлен, он не смо-
жет приспособиться к обществу.


ссор без причины не
бывает. Любая попытка обругать ребенка, учить
его, что драться нехорошо, без объяснения причин
не поможет развить в нем чувства сотрудничества.


вмешиваться в ссоры де-
тей — значит помешать развитию инстинкта жить
в коллективе.
Злоба и зависть
у ребенка — это
выражение бессилия




У детей своя логика, и общаются они друг с
другом по-своему. Здесь нет места взрослой ло-
гике.

Если вместо того, чтобы выяснить
причину гнева, вы будете его ругать или просто
не обращать внимания, это только сделает ребен-
ка более эгоистичным и упрямым.


Не высмеивайте
своего ребенка
в присутствии других


лучше
в трудной ситуации предоставить ребенку пра-
во выбора или попытаться убедить его. Если ма-
лыш рвет газету, которую вы еще не прочитали,
то вместо того, чтобы просто отнять ее у него или
хлопнуть его по рукам, можно подсунуть ему ста-
рую газету. Если этого не сделать, а просто ото-
брать, вы подавите в нем очень важный импульс
к деятельности, да еще и заберете предмет, кото-
рый ему интересен, оставив его без дела.


Если вы
не можете предложить ребенку никакой альтер-
нативы, надо по крайней мере объяснить, почему
чего-то делать нельзя. Может, он и не поймет ва-
шего объяснения, но он услышит ноту убежден-
ности в вашем голосе, и это на него подействует
положительно.



Главный принцип метода доктора Сузуки — вы-
звать интерес, а это лучшее побуждение. По его
мнению, принуждение — худший способ обуче-
ния.


 Вызвать
интерес ребенка к предмету обучения — это и есть
лучший педагогический метод. Поэтому главная
задача родителей, если они хотят обучить чему-
то ребенка, — пробудить интерес. 




Большинство из нас отрицательно реагиру-
ют на слово «учиться». Мы заранее настроены
отрицательно, поскольку учеба в нашем созна-
нии прочно ассоциируется с насилием над волей.
А между тем учеба должна сочетаться с удоволь-
ствием, и тогда мы сделаем большие успехи.


Интересное дети
считают правильным,
а неинтересное —
неправильным


Вы будете ругать ребенка за оторванные обои? Как
вы ему объясните, что это нехорошо? Для вас «хо-
рошо» или «плохо» зависит от вашего личного
опыта, от общепринятых моральных норм. Но у
маленького ребенка нет опыта, ему не на что опе-
реться, чтобы решить, хорошо или плохо рвать
обои. Если его как следует отругают, он, возмож-
но, не будет больше этого делать, чтобы избежать
неприятных последствий. В то же время этот эпи-
зод может убить в нем зарождающееся стремле-
ние к творчеству.


Это соединение понятий «хорошо» и «прият-
но» характерно только для раннего возраста. По-
степенно ребенок приобретает опыт, и теперь уже
он считает, что «хорошо» — это то, за что хвалят.


Неприятные ощущения ассо-
циируются с понятием «плохо».


Способности вашего ребенка будут развивать-
ся настолько эффективно, насколько успешно вы
будете пользоваться методами похвалы и пори-
цания.


Конечно, интерес — это лучший стимулятор в вос-
питании ребенка. Но здесь есть одна проблема: ин-
терес ребенка к чему-то одному быстро пропада-
ет, поскольку любопытство его безгранично.


Любопытство
ребенка — важное условие познания мира и со-
вершенно необходимо ему для его умственного
и интеллектуального развития.



я бы
не рекомендовал предоставлять ребенку полную
свободу. Для него одинаково опасно замыкаться
на одном предмете (крайняя форма этого состоя-
ния называется аутизмом) и разбрасываться из-за
неспособности сосредоточиться на чем-либо дол-
го. В результате он может вырасти легковесным
человеком.




Закаливание как воспитание смелости.


 "Я родился"
Что-вы, что-вы! Очень важно,
Чтобы вырос он отважным,
Сам сумел найти дорогу,
Вычислить разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно:
Только так из человечка 
Выйдет человек!

Закаливание - один из вопросов, являющихся спорными для молодых родителей. Побаиваясь верить в элементарную физиологию, некоторые из них считают это мучением и замораживанием маленького беззащитного существа. Другие же считают закаливание эффективным средством укрепления здоровья и необходимой частью на этапе адаптации ребенка в окружающей среде.
Не буду взвешивать все "за"  и "против" необходимости этого процесса. Хочу рассказать лишь об одной интересной связи закаливания с воспитанием таких важных качеств, как  уверенность и смелость в будущем характере вашего ребенка. О влиянии закаливания на формирование уверенности в человеке мне удалось услышать на семинаре Татьяны Азаренко, посвященному методике развития и оздоровления детей раннего возраста "Как рыбка в воде".

Рассмотрим варианты.

Закаленный малыш - это ребенок, для которого  любые условия окружающей среды являются нормой. Сквозняк - норма, морозный ветер - норма, жара - переносима, мокро, холодно, дождливо - все знакомо и все нормально, со всем способен справиться. Такой ребенок одет легко и не похож на капусту, когда на улице немного похолодало по сравнению со вчерашним днем, ему дозволено ходить без шапки и мочить ноги, гулять под дождем, подолгу играть в воде, ходить босиком и есть мороженое зимой. Он заметно отличается от своих свертников, чувствуя превосходство и силу.  Его мысли: "мне можно" , "холод - это пустяки",  "я не простужусь". Его выводы - "я сильный" "я здоровый", "я справлюсь".

Ребенок чувствительный будет однозначно проигрывать - он будет отличаться и выглядеть по-особому, он будет это ощущать, это будет его угнетать. Он будет всегда тепло одет, головной убор, теплая обувь, подогретый сок -  и прочие ограничения, ставящие его в определенные рамки поведения будут ребенка стеснять и медленно проращивать в нем слабость и неуверенность. Его мысли -  "мне нельзя" , "мама будет ругать" , "я простужусь",- его выводы - "я слаб" , "я больной", "я не могу", "я хуже других". Страшные слова, не правда ли? Такой ребенок вырастет слабым и неуверенным в себе, он будет всегда видеть превосходство сверстников без головных уборов над собой.

Различия очевидны. Причины и следствия так же. Выбор за нами - родителями. На нас огромная ответсвенность. Надевая на ребенка носочки и шапочку, лишний раз подумайте о том, как одеты вы,не смотря на то, что ваш ребенок в 50 раз здоровее вас, потому что он родился ЗДОРОВЫМ. А что будет с ним дальше -  только ваша работа.

Родители, расширяйте границы условий жизни, в которых живет ваш малыш, даря ему тем самым массу ресурсов и возможностей. И он будет здоров и счастлив!